«Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение…» – прочил Владимир Меньшов в своей легендарной ленте «Москва слезам не верит». А мог ли он предполагать? Газеты утекли в Интернет-пространство, кино и театр неистово ищут новые выразительные средства, телевидение завидует сети, мечтая о ее мобильности, а книга – книга за последнее десятилетие стала просто предметом роскоши. Прошло то время, когда книжные корешки были единственными хранителями знаний, сейчас они удел эстетов, тех, кого они завораживают и зовут.
Создание библиотеки, пожалуй, она из самых хлопотных и непростых коллекционерских страстей. Ты влюбленно смотришь на книжные полки, а кто-то заливает ровно такой же объем вожделенных страниц в последний iPad, подшучивая над твоей упертостью и закоренелостью. Спорить можно бесконечно, но факт остается фактом – в нашем сумасшедшем мире всегда будут те, кто скажет тебе, что нет ничего лучше шуршания книжных страниц и запаха старой типографской краски. Что ж, для книгоманов настал их золотой век, в Москве появился книжный детектив. Об особенностях книжного сыска JORNL рассказал Александр Корвин, человек, знающий о книжных мечтах если не все, то почти все.
Потеряна книга. Особые приметы
«Книжный детектив» существует вот уже год, и сложно сосчитать количество книг-потеряшек, нашедших новых владельцев. Вспоминают книги из детства: «Кортик» Рыбакова из «Библиотеки приключений и научной фантастики», о котором мечтал каждый мальчишка, «Волшебника Изумрудного города» с таким обаятельным Страшилой, за приключениями которого вы с мамой следили вечерами, романы бессмертной «Иностранки» из университетской молодости и, конечно же, самые что ни на есть букинистические редкости и антикварные изюминки.
Конечно, чтобы искать книги, нужно их любить и иметь хотя бы одну потерянную книгу мечты. Первый заказ «Книжного детектива», безусловно, был интересом личным. Все началось с комикса для взрослых «Приключения капитана Донки» В. Сакова, а потом уже пришла уверенность в том, что книг, утраченных навсегда, просто не должно быть. Сейчас книжных детективов двое – Александр Корвин и Александр Найман. Впрочем, представителей редкой и уникальной профессии не должно быть много.
История одного дела
Розыск каждой книги требует индивидуального подхода, двух одинаковых дел не бывает. Но в целом, алгоритм достаточно простой. Ты оставляешь заявку, вносишь предоплату и отдаешь свою мечту в руки профессионалов. Я решила рискнуть «Импрессионизмом» Камилля Моклера, книжкой старше моей прабабушки, которую мне довелось держать в тихих читальных залах «Ленинки».
Самое время предостеречь — человеку несведущему и лишь вступающему в узкий круг книгофилов важно помнить, что каждая детективная загадка имеет «состояние». В букинистике наряду с редкостью это одна из главнейших составляющих цены. Так что Александр мне предложил несколько вариантов из моей дипломной молодости, а мне лишь оставалось выбрать: целее и дороже, либо дешевле и с историей. Решив, что обложка и наличие всех страниц в моей тонкотелой мечте мне все же важны, я начала ждать. Заказ этот оказался несложным, несмотря на то, что в течение последних пяти лет я все же выглядывала эту книженцию и на арбатских развалах, и на книжных Интернет-барахолках. И вот, она нашлась. Моя дорогая бесполезная книга. В тот день мне пришлось вспомнить, что такое дрожь в ожидании первого свидания. И вот я лечу по Бульварному кольцу, с Моклером под мышкой, рассказываю ему о моих любимых дворах и о том, какую уютную я для него приготовила полку, он же благодарит меня изысканно и просто, разрешая одним глазком взглянуть на дорогого сердцу Моне и Ренуара. Мы ждали друг друга пару недель или все же несколько лет…
Что ж, а книга твоей мечты уже украсила домашнюю библиотеку? Нет? Тогда вперед, книжный детектив наверняка возьмется и за твое дело.
Автор: Наталья Эйхвальд, JORNL Март 2014
One comment