Текст: Екатерина Герасимова
Ты выходишь из офиса, а на улице уже рассвет? Знаешь по именам всех охранников и уборщиц? Не разлучаешься с телефоном даже в ванной? И не можешь уснуть, терзаясь мыслями о работе или жертвуя выходными, чтобы «потом спать спокойно»? Твой диагноз очевиден — будем лечить тебя от трудоголизма!
Болезнь или дань моде?
Болезнью трудоголизм впервые назвал психоаналитик Шандор Ференци в 1919 году. Именно от этого недуга он лечил своих пациентов, которые странным образом заболевали под конец рабочей недели, а потом резко выздоравливали в понедельник утром. Ференци поначалу назвал болезнь воскресным недугом, а потом уже придумал термин «трудоголизм».
Кстати, и сейчас многие страдают синдромом «воскресенья» — замечал, что часто после обеда в этот день резко начинает портиться настроение?
Трудоголик — звучит как приговор. Еще ужаснее звучит «воркаголик» (workaholic) — почти на грани фола. В общем и целом, это такая форма зависимости от работы, когда не можешь и не хочешь вовремя остановиться, а посвящаешь ей все свое свободное и несвободное время. Эта зависимость — не менее пагубная, чем от наркотиков. Но в отличие от наркомана, пассивного и бесполезного, трудоголики весьма полезны обществу, и никто не заинтересован в том, чтобы им помочь. Поэтому помоги себе сам.
Раньше слово «трудоголик» у многих ассоциировалось с бывшим отличником-ботаном, ставшим типичной «офисной крысой» и работающим за копейки. Но сегодня трудоголизм не щадит уже никого. Думаешь: чем больше ты будешь работать, тем быстрее тебя повысят и тем красивее и лучше ты будешь жить. Но вопрос — КОГДА жить? В какой-нибудь другой, «светлой будущей жизни», которая будет уже не «на черновик»? Реально, это бесконечная гонка. Один умный человек сказал: «Зачем мне деньги, если у меня нет времени их тратить?»…
Еще одна «страшилка»: чрезмерная нагрузка со временем (не таким уж далеким, как кажется) подарит тебе целый букет болезней: хроническое переутомление, стрессы, давление, не говоря уже об интимной стороне вопроса. А еще — избыточный вес, никотиновые и алкогольные «друзья»…
«В прошлом люди много работали, потому что зарабатывали на пропитание или потому что их заставляли. Теперь это стало просто вредной привычкой», — Джордж Уотсон, британский математик.
Стахановцы forever
Вопрос — почему трудоголики не могут вовремя остановиться? Им что, действительно в кайф круглыми сутками работать?
Дело в том, что, один раз получив удовольствие и эйфорию после выполненной работы (когда ощущение собственной значимости возрастает до небес!), ты однажды начинаешь чувствовать дискомфорт, не получая такую эйфорию вновь и вновь. Как дозу.
Начинаешь подсознательно искать это вожделенное состояние, которое недостижимо ни дома, ни среди близких — словом, никаким другим способом.
А еще тебя одолевает ложное убеждение, что никто лучше тебя не способен справиться с работой. И ты маниакально изо дня в день недооцениваешь своих коллег.
Или, наоборот, начальство хвалит, коллеги восхищаются и завидуют твоим показателям. Всё это только подзадоривает и распаляет тебя еще больше. Помнишь стахановцев? Их философия труда популярна и по сей день. Трудоголикам некогда останавливаться: а вдруг опередит более выносливый и работоспособный коллега? «Стоит сделать перерыв на обед — и тебя самого съедят». Это популярная поговорка трудоголиков Силиконовой долины.
НЕ передовые технологии
Представь, трудоголизм в прямом смысле убил сотрудницу известной сети общепита в Японии: 41-летняя женщина на протяжении нескольких месяцев перерабатывала по 80 часов. И причиной смерти японки (по версии следствия) стала нездоровая тяга к работе и сильное переутомление.
Кстати, в Японии есть специальный термин «кароси» — он обозначает внезапную смерть на рабочем месте из-за усталости и переутомления. Жертвы «кароси» — как правило, мужчины 30–40 лет, не имеющие семьи. Они ежедневно перерабатывают, ничего не получая взамен. Доходя до определенной точки кипения, люди не выдерживают. Происходит срыв, нередко — инсульт, а заканчивается все плохо — летальным исходом. «Кароси» признаны страховым случаем. Но интересно, что страховые компании не выплачивают компенсацию близким погибшего, если до смерти у него было меньше 45 часов переработки в месяц. То есть 40 —это нормально. Так, по два часика после работы.
Другое явление, также появившееся у японских трудоголиков, — «яройисатсу», самоубийство на почве стресса на работе. Примеров масса: несколько лет назад 30-летний сотрудник известного автоконцерна застрелился на рабочем месте. В предсмертной записке самоубийца так и написал: «В моей смерти виновата работа».
Причем, заметь, это не безвыходные ситуации вроде долгов или кредитов (что часто является причиной самоубийств само по себе), а именно предельная нагрузка, избыток работы.
В большинстве стран Евросоюза созданы так называемые общества анонимных трудоголиков, где люди собираются, чтобы выслушать друг друга, получить помощь врачей, психологов и бизнес-тренеров. Общество трудоголиков в Швейцарии называется «Сумасшедшие труженики», там трудоголизм возведен в ранг чумы XXI века.
Не прельщает перспектива стать членом такого кружка? Тогда, пока не поздно, выбери себе какой-нибудь другой клуб — поприличней и поинтересней.
Лекарство от трудоголизма: work life balance
(отпускается без рецепта)
Есть сегодня такое понятие — work life balance (баланс работы и личной жизни).
Оно очень похоже по смыслу на старую добрую формулу «8+8+8» (работа, отдых и восьмичасовой сон).
Так вот — несколько простых рекомендаций, как прийти к этому балансу и не потерять ни одной «восьмерки»:
Выбирай «правильную» работу
Конечно, мы с иронией смотрим старые советские фильмы, где работники на низком старте уже в 16.59, а в 17.00 гурьбой вываливают на улицу. До сих пор такое сохранилось на заводах и в некоторых государственных учреждениях. Между прочим, не самая плохая система, как оказывается.
Но многие работодатели сегодня считают, что эффективность и продолжительность работы — синонимы. А готовность много и интенсивно работать в условиях многозадачности, дедлайнов и цейтнотов, сверхурочно, ненормированно и еще бог весть как — это буквально ключевые навыки сотрудников. Но работать все время на износ и на повышенных оборотах невозможно — человек ограничен физически и эмоционально.
Министерство здравоохранения Кореи, например, недавно распространило приказ по своему ведомству: теперь ровно в шесть часов вечера во всех зданиях министерства принудительно отключается электричество, чтобы сотрудники не сидели допоздна в офисе, а шли домой. В некоторых российских компаниях сегодня становится моветоном уходить с работы позже положенного времени. И за этим строго следят. Это своеобразное корпоративное правило — уход домой вовремя.
Плюс, компании добавляют бонусом в соцпакет фитнес, бассейн или релакс-комнату рядом с офисом. А если и в этом случае человек чаще раза-двух в месяц уходит с работы позже, ему нужно обучение (тайм-менеджмент или тренинг по личной эффективности).
Уходя — уходи
Это первое правило «лечения» трудоголизма: буквально заставляй себя не задерживаться (за исключением крайней необходимости). Хоть ставь напоминалку. И главное — работу оставляй на работе, даже в мыслях.
Опросы профильных сайтов показывают, что наиболее частыми причинами смены места работы являются именно режим и нагрузка: «Я уже два года без отпуска», «У меня постоянные переработки», «Хорошо, если хоть один выходной»…
Работать много было еще недавно модно, но культ трудоголизма потихоньку уходит в прошлое. Появляются фрилансеры, дауншифтеры и прочие «офисные еретики», которые стремятся минимизировать или хотя бы оптимизировать свою занятость.
Заполняй свое свободное время
Есть гениальная фраза на этот счет: «Плохо, когда единственной работой становится развлечение. Но еще хуже, когда работа становится единственным развлечением».
Знаешь ли ты, как полезно и одновременно приятно читать классные книжки или смотреть фильмы? Твой мозг не только отдыхает, но и работает. Для начала почитай, например, Уэйна Оутса на ночь — его книгу «Исповедь трудоголика».
В Гарварде, кстати, программисты изучают курс английской поэзии — для развития мышления и кругозора. А все творческие работники, маркетологи, дизайнеры и креативщики постоянно посещают театры и выставки. Вообще — чем больше в твоей жизни будет разнообразного и полезного досуга, спорта, путешествий, тем лучше.
Не утрачивай живость ума, здравый смысл и житейскую мудрость. Иначе уже завтра ты рискуешь проиграть коллеге, который вовремя ушел с работы, посмотрел новости и к месту блеснул интеллектом на совещании. Он крут, он в курсе событий. Еще он видел новый фильм, сходил в модный ресторан и знает, где сегодня выгодная акция. А ты?.. Ты сидел до 9 вечера на работе, потом начал клевать носом, дополз до дома, поел и — спать. Чувствуешь разницу?
Плевание в потолок
Трудоголик панически избегает состояния «ничегонеделания». Но иногда просто необходимо ничего-не-делать. Это тоже часть лечения, и пропускать прием этого лекарства чревато осложнениями.
Правда, тяжело избавиться от своего советского воспитания и детских фильмов типа «Сказки о потерянном времени». Но в то время не было столько информации, и темп жизни был размереннее. Сегодня мы теряем намного больше времени абсолютно на других вещах.
Синдром ИБД
Не все работоголики на деле являются таковыми. Есть мнимые — те, которые пытаются прикрыть избыточным рвением к работе неспособность выполнить свои задачи. Но это уже другая история — и называется она ИБД (имитация бурной деятельности). Так что задумайся, не кривя душой, — сколько времени на работе ты реально созидаешь что-то, а сколько — пускаешь пыль в глаза начальству или коллегам? Вот это действительно твое потерянное время.
А смысл?
Задайся вопросом: а зачем ты столько работаешь? Только задавай цепочку вопросов до самого конца, пока ответ не потребует очередного вопроса. И спроси: будет ли тебе важно то или это, скажем, через два года? Или вдруг получится, что работа существует только ради работы? Если она становится самоцелью, это повод задуматься над конечным пунктом твоего трудового марафона.
P.S. Если ты работаешь только ради денег, то тем более — трудоголить по полной точно не стоит. Когда тратить-то?
Еще более простой вариант: умерить свои потребности. Есть и такая минималистская философия: «Богат не тот, у кого много есть, а тот, кому мало нужно».
Переход на личности
Успех, успешный человек — не от слова ли «успевать»?
Успевать всё — в том числе посвящать время семье и близким. Вспомни предвыборные листовки кандидатов (особенно западных) — с семьей на лужайке, полная гармония. Это тоже индикатор успешности.
И как антипример из американских фильмов — вечно работающие отцы, не попадающие на утренники и дни рождения к свои детям. Уже можно целый жанр фильмов для этой темы выделять.
Проводя время с близкими и друзьями, будь с ними. Слушая друга — слушай, отдыхая с девушкой — отдыхай. Иначе получится, что ты вроде бы и с ними, но вроде где-то не здесь. Это видно, поверь.
Если нельзя, но очень хочется…
Ну, конечно, если тебе комфортно быть трудоголиком, будь им. Ведь если тебе нравится твоя работа — ты можешь без отдыха писать, рисовать, строить или продавать по 10-12 часов в день и больше, то, возможно, это для тебя уже и не работа, а занятие для души? Это те редкие исключения, когда хобби становится работой. Ну, а кому работа — в тягость, для того и 8 стандартных часов будут ежедневной каторгой.
Карьерист – звучит гордо!
Опять же: если ты карьерист, признайся себе в этом. Но помни, что карьеризм — это здоровые амбиции и «этичное» восхождение вверх по карьерной лестнице. Не теряя себя и свое достоинство и без «лунных проходок» по головам или даже бездыханным телам своих коллег.
Правда, в условиях постоянных переработок инвестировать в свое личное и профессиональное развитие крайне трудно. Просто за неимением времени. Поэтому, если хочешь достичь карьерных высот, не зацикливайся на круглосуточном сидении в офисе. Расширяй свои горизонты иначе.
Карьерист и трудоголик — разные вещи. Как продолжительность рабочего дня и эффективность проделанной работы.
А вообще, все это проходит с возрастом. В молодости мы все готовы много работать, но потом… Обернувшись назад — что ты увидишь и вспомнишь?
1994 год
«Microsoft — потогонная система. Я от всех своих сотрудников требую того же, что от себя — постоянной концентрации на работе и тех задачах, которые мы решаем».
2008 год
«В какой-то момент я понял, что работа — это важная часть жизни, но не основная. Надо уделять время и другим вещам: семье, благотворительности, спокойным размышлениям»
Так что не стоит ждать, и пусть мудрые мысли по организации своей жизни посещают тебя уже сегодня. В жизни и в мире вокруг есть столько интересного, особенно для тебя — живущего в большом и ярком городе!