Ох, этот чертов XX век: он сотворил невероятное. В какой-то момент искусство стало стучаться во все закрытые двери, пока одну из них не открыл перформанс. Странная штука, идущая вразрез с привычной логикой, каждой секундой доказывающая, что вековые традиции и запылившиеся портреты в рамках из красного дерева — ерунда, ведь, на самом деле, процесс творчества в сотни, тысячи, миллионы раз важнее результата.
К счастью ли, к сожалению ли, но мы с тобой не о Кейдже, хотя соглашусь, тоже вышел бы занятный разговор. О Марине Абрамович не писал только ленивый, ну, Jornl в безделье пока застукан не был, так что давай-ка вспомним о скандально известной «бабушке перформанса».
Нет, дружочек! «Хаус» тут вторичен, это фактически прямое цитирование, все, за исключением случая болезни. Марина Абрамович в действительности провела этот перформанс в 1974 году. Та попытка самовыражения называлась «Ритм 0» и была направлена на выяснение границ допустимого в связи между перформансистом и зрителем.
Разместив на столе 72 объекта, Абрамович даровала зрителям полную свободу. Они могли пользоваться ими, как им было угодно. Что-то априори приносило удовольствие, а что-то могло причинить серьезную боль. В распоряжении публики было шесть часов «игры» с разными предметами и одной недвижимой «куклой»: даже страшно представить, как стало биться сердце этой женщины, когда она поняла, что ее могут убить. Нож, хлыст, пистолет.
А ты говоришь, сценаристы… То, что роится в голове этой женщины и что выплескивается в мир, нельзя просто взять и придумать. Марина Абрамович, ссылаясь на детский конфликт, на большой личностный рост, на колоссальный опыт, живет тем, что превращает всю свою жизнь в перформанс, потому что в какой-то момент милой сербской девчонке не захотелось идти по привычному пути карьерного роста да бытового счастья. Она решила, что искусство — это ее воздух, а тело ее — лучший холст.
Ну, что, скажешь, что ей просто мужика рядом не хватило? Да нет, там был один смелый, но быстро заразился вирусом современного искусства. Совместные проекты Марины и Улая как нельзя лучше подчеркивали тот факт, что оба этих художника обречены на одиночество. Они дышали рот в рот до потери сознания («Вдох / Выдох», 1977), хлестали друг друга по щекам до тех пор, пока измождение кого-нибудь одного не остановит обоих («Свет/Тьма, 1977»), они чуть было не убили друг друга, когда Улай целился отравленной стрелой ровнехонько в сердце подруги («Энергия покоя», 1980).
Конечно, это ставит вопросы, ведь если читать «инструкции», то, напрягшись, можно увидеть не просто сумасшедших в попытке реализоваться, а действительно некую проблематику кризисных ситуаций. Перформанс, с одной стороны, всегда подталкивает нас к диалогу своими иносказательными средствами, а с другой — дает невероятный шанс радоваться тому, что все эти люди живут по ту сторону Зазеркалья.
Ну-ка, глянь на свою барышню, правда, она милая в этих розовых тапочках? Приготовила ужин и купила билеты в кино. Черт возьми, она далека от искусства. Аллилуйя!
Текст: Наталья Эйхвальд