Цены выше самолетов: почему в России так дорого летать?

Для тебя путешествия наверняка являются образом жизни, а билет на самолет, возможно, даже сейчас лежит в твоем кармане. А знаешь ли ты, за что отдал свои деньги? JORNL  попытается в этом разобраться.

Цена вопроса

Из чего же складывается цена авиабилета?

Сегодня есть расхожая шутка о том, что в России в цену авиабилета заложено отсутствие аэропортов, конкуренции и новых самолетов. Официально стоимость авиабилета складывается из тарифа авиакомпании, а также налогов, такс и сборов.

1. Тариф

Большую часть стоимости составляет топливо и топливный сбор (около 40%). Вторая по дороговизне составляющая тарифа – это класс полета: премиум, бизнес или эконом. Чем больше срок действия и шире возможности по изменению маршрута, дат или возврату билета, тем он дороже. И наоборот — чем дешевле обойдется перелет, тем больше оговорок.  К примеру, у некоторых дешевых тарифов есть «правило воскресенья» – ты обязан провести в стране ночь с субботы на воскресенье.

2. Налоги и сборы

По сути, все это — издержки, которые перекладываются на твои  плечи. У каждой авиакомпании есть свой взгляд на то, за что нужно заплатить пассажиру. Поэтому цена билета может так сильно разниться, но есть основные, общие для всех, сборы:

  • 10-15% от стоимости билета составляет сбор аэропорта за взлет и посадку самолета, навигацию, безопасность, стоянку борта, пользование аэровокзалом
  • 3-10% — это сервисный сбор за оформление билета
  • топливный сбор, о котором мы уже говорили

В стоимость полета также включены налоги — НДС (18%), налог на добычу полезных ископаемых и многие другие.  Аэропорты, в свою очередь, платят, например, налог на землю, который также включается в стоимость твоего билета.  В Европе, кстати, от такого налога аэропорты давно освобождены.

Airplane in the sky at sunset. A passenger plane in the sky

Деньги из воздуха

Оценим ситуацию со стороны самих авиакомпаний – приносят ли им дорогие билеты большие прибыли?

Хотелось бы рассказать, как им тяжело, –  проблемы, конкуренты, налоги и постоянно меняющееся законодательство. Однако бизнес этот — вполне прибыльный, за редким исключением, когда неграмотные маркетинговые стратегии или просчеты стали причиной банкротства компаний.

Известная международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA) посчитала, что по итогам 2013 года мировые авиакомпании получили суммарную прибыль около  $12,9 млрд, удвоив результаты 2012 года. Причем доходность компаниям принесли дополнительные услуги: платное питание, провоз багажа и так далее.

Почему в России дороже, чем в Европе?

К счастью, железного занавеса давно нет, и мы, свободные во всех отношениях граждане, имеем возможность летать по всему свету. Летать, наблюдать, считать, сравнивать…

Стоимость билета для американца не выше 5% от его дохода, в России же –  хорошо, если 50%. На Дальнем Востоке уже выросло целое поколение, не способное выехать за пределы своей малой родины и знакомое со столицей только по телевизору.

Почему билет до Новосибирска равен по стоимости билету до Нью-Йорка?

От Москвы до Новосибирска – 2821км,  от Москвы до Нью-Йорка – 7531км. В перелете Москва-Новосибирск не требуется платить международные сборы. В чем тогда причина такой высокой средней стоимости?

  1. В нашей стране производится крайне мало пассажирских самолетов, и почти для 90% перевозок используются иностранные авиалайнеры. Ремонтировать их надо в стране производителя.  Оборудование для производства топлива им тоже нужно импортное.
  2. Постоянные скачки цен на топливо.
  3. Аэропортов в России не хватает. Если в 2000 году их было 553, то к началу 2014 года их — лишь 228. А за 20 последних лет количество сократилось в 5 раз. В Штатах же аэропортов более 19 000!
  4. Отсутствие дискаунтеров. Они не могут существовать без дешевых второстепенных аэропортов.
  5. Отсутствие конкуренции. По сути, 2-3 монополиста в отрасли.

Конечно, картина вырисовывается не самая приятная, но, безусловно, тому, кто действительно хочет путешествовать, ничто не помешает. Можно экономить на чем-то в повседневной жизни и потихоньку откладывать средства на осуществление своей яркой мечты. И пусть летать недешево — новые впечатления дороже денег, поэтому ставь свой планшет в авиа- режим и продолжай читать в пути.

Автор: Екатерина Герасимова, JORNL Март 2014

Добавить комментарий