Краудфандинг в России, 15 интересных фактов

  1. Российскому краудфандигу почти два года. Первым российским сайтом, работающим по этой схеме, стал проект «Планета» (planeta.ru).
  2. Генеральный директор российской краудфандинговой платформы Boomstarter (наш аналог Kickstarter) Евгений Гаврилин рекомендует устанавливать сбор любой суммы на 30-дневный срок. Если проект интересен публике и его правильно продвигать, он соберет деньги за месяц. Если нет — вряд ли соберет и за год.
  3. За недолгую историю существования главные и пока единственные в России краудфандинг-сайты «Планета» и Boomstarter собрали на реализацию проектов фаундеров более 80 000 000 рублей.
  4. Музыка, кино и книги — три самые популярные (и по сборам, и по количеству заявок, и по количеству успешно завершенных проектов) категории на российских краудфандинговых платформах.
  5. Рекордсмен по сумме сборов на Boomstarter – еще не вышедший, но вовсю снимающийся патриотический фильм «28 панфиловцев». Он получил более 3-х миллионов рублей, причем просил всего 300 тысяч. Эксперты платформы считают, что при активном пиаре проекта создатели могли бы собрать еще больше денег. Тем более, что патриотическая тема снова в моде.
  6. Через год-два в России будет семимильными шагами развиваться краудинвестинг. Это разновидность краудфандинга — человек получает взамен на деньги не готовый продукт или сувенир-поощрение, а долю в компании.
  7. По признанию Катерины Чечулиной из pr-службы «Планеты», из 30 миллионов рублей, собранных на портале за первые полтора года существования, чуть меньше половины пришлось на музыкальные проекты. Самыми крутыми музыкантами в российском краудфандинге оказались Шура и Лева из группы «Би-2», которые собрали 1 300 000 рублей на свой новый альбом. Плюс еще больше миллиона на их же проект «Нечетный воин-3».
  8. Если ты решил запустить свой проект и посчитал, сколько денег тебе нужно, прибавь к сумме еще 23% — эти деньги до тебя не дойдут. Потому что 5% заберет себе краудфандинговая платформа, еще 3 — 5% уйдут на комиссии платежным системам, а 13% — на налоги. Не платить их не получится — налоговые сборы переводит в бюджет платформа, выступающая агентом фаундера (договор обязательно заключается при регистрации). Снизить сумму налогов можно вдвое, зарегистрировав ООО или ИП с упрощенной системой налогообложения.
  9. Если тебе требуется много-много-много денег, например, на фильм, разбей сборы на две части, заранее предупредив об этом спонсоров. Допустим, в первый заход ты собираешь деньги на сами съемки, а после – на монтаж, озвучку и прочее. За ценный совет возьми меня на главную роль.
  10. Публиковать проекты на зарубежных краудфандинговых платформах непросто. Наоборот, сложнее, потому что всплывет много нюансов, которые поставят успех идеи под вопрос. Начиная с языкового барьера и взрывающей воображение конкуренции до необходимости  иметь счет в американском банке, который не открыть без личного присутствия и пары невинных манипуляций (подробное описание процедуры есть тут: http://u.to/rqayBA). Не говоря уже о том, что для размещения проекта на мировом флагмане краудфандинга Kickstarter ты вообще должен быть постоянным резидентом Штатов или Британии (или иметь таких друзей).
  11. Крах тебя ждет только в одном случае: если ты до сих пор думаешь, что для успеха достаточно просто опубликовать проект на какой-нибудь краудфандинговой платформе и ждать, когда упадут деньги. А они не упадут. «Первые 20% от нужной суммы лучше вообще собирать через друзей и знакомых», — говорит Евгений Гаврилин. Потому что если незнакомый человек заинтересуется твоим проектом, но увидит нулевые сборы, он вряд ли перечислит тебе деньги. Он будет полагать, что твой проект вряд ли соберет нужную сумму, а, значит, не осуществится.
  12. «На каждый проект находится аудитория. Ее нужно только найти и привести», — говорит Катерина Чечулина. Она также уверяет, что именитые участники краудфандинга типа группы «Би-2» пойдут тебе только на пользу: часто люди, пришедшие на платформу благодаря своим кумирам, остаются, втягиваются и поддерживают другие проекты.
  13. Как в первые дни после запуска краудфандингового проекта понять, все ли идет хорошо? «Первые результаты можно оценить уже спустя 7 дней, а иногда и раньше», — говорит Евгений Гаврилин. Если в первую неделю после публикации твой проект собрал 25% от нужной суммы, значит, ты славно потрудился. Если не будешь расслабляться, то, скорее всего, ты соберешь остальные 75%, а то и больше.
  14. Средний «счет» (сумма пожертвований) на российских краудфандинг-платформах втрое выше, чем на мировом гиганте  Kickstarter.
  15. Любому, даже самому гениальному, проекту нужна раскрутка. О том, как правильно продвинуть свою идею, ты получишь инструкцию от менеджеров той краудфандинговой платформы, которую выберешь. И на Boomstarter, и на «Планете» есть список пошаговых рекомендаций для проектов в разных категориях. По статистике, те, кто неукоснительно следует этим рекомендациям, собирает нужную сумму раньше установленного срока почти в 100% случаев.

Автор: Антон Морозов, JORNL Февраль 2014

Добавить комментарий