Микки Рурк

Из кино в спорт и обратно

Микки Рурк — уникальная личность, которая мужчинам и женщинам, как правило, вспоминается по разным его ролям. Прекрасная половина зрителей никогда не забудет «9 1\2 недель», а мужчины — феноменальное возвращение Рурка в картине «Рестлер».

Недетское детство

Вообще-то он родился в сентябре 1952 года (да, ему уже 62!), его зовут Филипп Андре Рурк-младший, у него франко-ирландские корни и католическое воспитание. Именем Микки Филиппа начал называть отец, культурист-любитель и большой фанат бейсболиста Микки Мэнтла.

Когда Филиппу было шесть лет, родители развелись, мать с тремя детьми (Филипп был старшим) переехала в Майами, вернее, в один из его нищих пригородов. С отчимом мальчик категорически не ладил, да так, что тот нередко отвешивал парнишке подзатыльники. Филипп в ответ его тихо ненавидел и мечтал как-нибудь выместить на нем злость. Друзья с улиц, познакомившие парня с миром наркотиков и проституток, привели его и в мир бокса, вернее, на боксерский ринг, где он с лихвой смог выместить всю накопившуюся злобу. Так Филипп Рурк-младший стал постоянным посетителем знаменитого среди чемпионов мира боксерского зала на 5-й улице Майами-Бич. Кстати, мальчик попал конкретно в этот зал случайно — благодаря программе полиции по нейтрализации негативного влияния улиц на трудных детей.

Боксом Микки профессионально начал заниматься с 12 лет (он провел бой в самой легкой категории — до 53 кг). Считается, что его тренировал сам владелец зала. Микки не только научился давать отпор в драках, частых в неблагополучном районе, где жила семья, но и нашел занятие для души. 47 боев в среднем весе — ровно столько на счету первого периода под условным названием «Микки и бокс».

В 1971 Рурк завязал с боксом, имея на счету множество побед и нокаутов, почти не зная поражений и даже несколько раз будучи дисквалифицированным (эмоции на ринге Рурк контролировал с трудом). Неизвестна причина, по которой Микки на долгое время ушел из бокса — то ли он получил сотрясение мозга, которое сопровождали чудовищные головные боли, то ли стал свидетелем смерти одного из своих друзей-боксеров после сложного боя. Как бы то ни было, к боксу Микки вернется уже только в девяностые.

В школе хорошо у парня было только с физкультурой. Так как он не налегал на учебу, времени хватало и на игры за школьную бейсбольную команду, и на занятия в актерском классе. Рурк-младший даже исполнил небольшую роль в школьном спектакле «Змей».

Когда парнишка поступил в Университет Майами, он попал в любительскую постановку (ее ставил один из его друзей) пьесы «Высокий надзор» Жана Жене, после участия в которой Филипп понял, что хочет стать актером.

После неудавшихся попыток честно зарабатывать на жизнь тяжелым трудом (например, рыть канавы, вставая в пять утра), Филипп решил, что проще связаться с криминальным бизнесом, то есть начать торговать наркотиками, но зато иметь деньги и менее тяжелую жизнь. Однако когда в 1975 году во время перестрелки на сделке он еле смог унести ноги, Филипп занял у сестры пару сотен баксов, купил билет на самолет и махнул в Нью-Йорк — чтобы стать актером. Примерно спустя год перед Микки, как он стал себя называть, открылись двери театральной студии Ли Страсберга, причем его поступление было феноменальным, потому что многие именитые актеры смогли пробиться в студию далеко не с первого, а с пятого-восьмого-десятого раза, а некоторые сегодняшние звезды так и не поступили в нее вовсе. Играл Микки всегда «на разрыв», чуть ли не доводя себя до инфаркта, и говорил, что по-другому просто не может. Он был чрезвычайно темпераментным и всегда блестяще импровизировал, за что получал от режиссеров самые высокие отзывы.

Учеба стоила дорого, так что Микки не стеснялся работать кем угодно, лишь бы за нее платить, — он чистил бассейны, вышибал пьяных клиентов из бара трансвеститов, продавал соленые чипсы и орешки на улицах, мыл полы и даже натаскивал бойцовских собак. Он почти ничего не ел, кроме леденцов и ворованных шоколадок, у него не было ни девушки, ни друзей. «Я не мог вынести, что меня отвергают», — говорит про тот период Рурк.

at the 15th Annual Screen Actors Guild Awards. Shrine Auditorium, Los Angeles, CA. 01-25-09

Добро пожаловать в Голливуд?

Лос-Анджелес, в который он уехал в 1978 году, принял Микки не очень благосклонно. Ему никак не удавалось найти ролей, затем появилась работа в картине Стивена Спилберга «1941» — правда, это была всего лишь роль статиста. После были эпизоды в фильмах «Врата рая», «Уход в черное: В жизни как в кино» и в телепроектах «Город в страхе» и «Сила любви», и даже главная роль в телефильме «Насилие и брак» в паре с Линдой Гамильтон (позднее прославившейся после «Терминатора»).

Путь в большое кино для Рурка открыл сценарист и режиссер Лоуренс Кэздан, которому понравилась игра Микки на репетициях в актерской студии, так что он дал ему маленькую роль в своем эротическом триллере «Жар тела».

1981 год принес Микки знакомство с его первой женой Деброй Фойер — они познакомились на съемках телефильма Hardcase. Однако брак закончился довольно скоро (расставшись в 1985 году, официальный развод супруги оформили в 1989): «Я — старомодный парень. Главное в отношениях — это доверие, так что если оно пропадает, то все летит к черту». Кроме того, говорили, что Дебра была не очень довольна съемками Микки в скандальной картине «9 ½ недель» в 1986 году.

Френсис Форд Коппола отмечал, что есть в Микки Рурке «некий магнетизм и тайна». Именно этот режиссер в ответе (в хорошем смысле) за первую большую роль Рурка, которой он запомнился зрителям, — Мотоциклист в картине «Бойцовая рыбка» (1983 год). Фильм был специально построен режиссером исключительно на молодых актерах, и Микки Рурк после этой работы стал если не знаменит, то, по крайней мере, узнаваем.

Ну, а дальше через три года его таинственная улыбка в «9 ½ недель» очаровала весь мир. Микки стал не только звездой первой величины, но и признанным секс-символом. Однако сам актер не был так уж рад массовому увлечению своим героем и решил сниматься только в «настоящем кино» (по его собственному заявлению). Его послужной список пополнился ролями в фильмах «Пьянь» (1987), «Отходная молитва» (1987), «Франциск» (1989) и «Простак» (или «Свой парень») (1988), к которому Микки сам написал сценарий (роль незадачливого несчастливого боксера была, безусловно, Микки и правда хорошо знакома, так что ленту можно во многом считать автобиографичной). А писатель Чарльз Буковски говорил, как был потрясен игрой Рурка (он воплотил образ писателя-алкоголика, еще один в череде попыток Микки уйти от секс-символа) в картине «Пьянь».

«В середине 80-х, когда я начал учиться в актерской школе, все хотели быть похожими на Микки Рурка. И все как один его копировали», — рассказывал Бенисио Дель Торо. Ну, а Шон Пенн и Мэтт Диллон приходили на площадку «9 1\2 недель», чтобы посмотреть, как работает Микки Рурк. Все это доказывает, как благосклонно относился к Микки Голливуд и насколько талантливым его считали все вокруг.

Роль в картине «Сердце ангела» многие критики назвали одной из лучших работ Микки. Его работа в паре с Робертом Де Ниро и Шарлоттой Ремплинг вывела его не только на миллионные гонорары, но и на первый уровень звезд «умного» кино. Для него началась другая жизнь. Ассистенты, телохранители, бухгалтеры, парикмахеры, а также, конечно же, его любимый мотоцикл и множество, великое множество вечеринок — Микки, казалось, решил урвать у жизни все веселье, которого был лишен, когда жил без денег и связей.

КАРТИНЫ-ХИТЫ, ОТ РОЛЕЙ В КОТОРЫХ ОТКАЗАЛСЯ МИККИ РУРК:

  • «Криминальное чтиво», реж. Квентин Тарантино, роль Боксера Бутча исполнил Брюс Уиллис (считается, что Тарантино создал ее специально для Микки Рурка);
  • «Человек дождя», реж. Барри Левинсон, роль авантюриста Чарли Бэббита исполнил Том Круз;
  • «Молчание ягнят», реж. Джонатан Демми, предположительно Микки мог рассматриваться на роль убийцы Буффало Билла;
  • проекты Микеланджело Антониони, Мартина Скорсезе, Люка Бессона.

В 1990 году Микки лично выбирал себе партнершу, с которой разделит горячие сцены в эротической мелодраме «Дикая орхидея». Он остановился на Кэрри Отис, манекенщице почти на двадцать лет моложе его, на которой женился спустя два года. Этот брак продлился шесть лет и закончился разводом, слишком темпераментны были оба супруга. Они снялись вместе в еще одной картине — «Выход в красное» (1996), но совместная работа нисколько не помогла их семейной жизни. Ссоры были громкими и серьезными, но Микки раз за разом возвращал Отис назад, пока однажды она не ушла от него окончательно, что очень сильно его подкосило. Однако он навсегда сохранил с ней теплые отношения и даже помогал побороть героиновую зависимость.

Последней ролью из серии успешных в карьере Рурка стала роль наркомана в фильме «Пуля» 1996 года. Этот образ был знаком ему не понаслышке, черты своего героя Микки уже некоторое время замечал в зеркале, потому что его проблемы с наркотиками продолжались к тому времени уже не первый год. Кстати, он сам написал сценарий к этой ленте (как автор сценария Микки выступает под псевдонимом Сэр Эдди Кук).

Он безуспешно пытался разрушить имидж сексуального красавчика из «9 1\2 недель», но в итоге под откос пошла вся его кинокарьера. Кроме того, он не хотел и не находил общего языка с голливудским обществом, дружил с бандитами, байкерами, боксерами. Микки всячески эпатировал публику, появляясь в рваном, скрепленном булавками пиджаке, делая немыслимые чубы на голове и устраивая дебоши после съемок. Естественно, он начал пить, принимать наркотики и переползать из одной депрессии в другую. Он даже стал принимать предложения сниматься исключительно ради денег, что было немыслимо для Рурка с его избранным подходом и любовью к нерядовым фильмам. Выход был только один.

Микки Рурк, 90-е гг.: «Я выхожу на ринг, потому что так борюсь с саморазрушением. Я не испытываю к себе уважения как к актеру. Так что я занимаюсь делом, которое у меня реально получается хорошо».

at the 2009 Film Independent's Spirit Awards. Santa Monica Pier, Santa Monica, CA. 02-21-09

Возвращение к истокам

Когда в начале 90-х Микки вернулся на боксерский ринг, его наставником был один из членов байкерского клуба Чак Зито (кроме того, он долгое время был телохранителем актера), а также бывший профессиональный боксер Фредди Роуч. Микки полностью ушел из кино и официально «переквалифицировался» в боксера. В кино он к тому времени полностью разочаровался. За четыре года (с 1991 по 1994) Микки провел восемь 4-раундных боев в полутяжелом весе, 6 из которых были победными, а 2 закончились вничью. Однако никто из известных боксеров на ринге с Рурком не встречался. Хотя спарринги Микки проводил с довольно известными спортсменами — Томми Моррисон, Джон Дэвид Джексон, Джеймс Тони. Прозвищем Микки в мире бокса было имя Мариэлито.

Первые гонорары Мариэлито на ринге были смешными, но потом он начал зарабатывать на боксе, и его доход дошел до суммы в миллион долларов. Рурк появился на обложке журнала World Boxing Magazine, что само по себе означало признание в мире профессионального бокса. Он ездил с боями по Европе и Азии, и везде к нему относились как к совершенно уникальному явлению. Спорт­смен, красавец-актер, который пренебрег мировой славой и пожертвовал своей идеальной внешностью ради одного — боя. Люди, видевшие бои Микки, утверждали, что он всегда вел себя очень агрессивно, словно свирепо выплескивал всю свою боль и отчаяние. А боксер Роберт Конрад (по прозвищу Папаша Бойингтон) как-то раз во время боя с участием Рурка вышел из зала, сказав: «Он не борется, он убивает. Это не спорт, а отчаяние».

Считается, что Микки был на пути к титулу чемпиона мира (говорили, что 16 боев уже были запланированы), и оставалось ему не так уж много шагов, однако травмы, на тот момент уже полученные актером, серьезно угрожали его здоровью. Четыре сотрясения головного мозга, раздробленная скула, перелом пальца на ноге, переломы двух ребер, прокушенный язык, шесть переломов руки, пять переломов носа, потеря чувствительности в пальцах и длительное нарушение координации — именно последние две травмы были особенно опасны. Сломанными носами, конечно же, боксера не напугаешь. В 1995 году Рурк принял решение уйти из бокса и вернуться к актерской работе. Однако его внешность очень сильно пострадала, что не могло не сказаться на поиске новых ролей.

Микки известен как один из самых сильно изменившихся внешне актеров. Из-за травм, полученных в боях, Рурк был вынужден сделать серию операций в 2008 году, которые прошли весьма неудачно, поэтому его лицо осталось сильно далеким от идеала, да и вообще его было почти невозможно узнать. В 2012 году ему сделали круговую пластику лица, целью которой было исправить ошибки прежних неудачных вмешательств. Микки отнесся к операции очень позитивно и даже с присущим ему юмором повеселил фанатов, выложив в социальную сеть фотографии сразу после операции.

arrives at "The Expendables" LA Premiere

Добро пожаловать назад

После 1996 года в его карьере была череда ролей во второсортных боевиках (он даже согласился на роль в ужасающем продолжении культовых «9 ½ недель» — «Любовь в Париже», 1997 г.). Начало двухтысячных оставило в фильмографии актера невнятные эпизоды в нескольких не очень известных фильмах.

2003 год был первой остановкой на пути назад. Роберт Родригес снял Микки Рурка в своей успешной картине «Однажды в Мексике» — продолжении легендарного «Отчаянного» с Антонио Бандерасом. Тот же год принес работу в «Высшем пилотаже», где Микки снова играл роль, связанную с наркотиками, — собственно, его герой их изготавливал. 2004 год стал годом первых съемок с Тони Скоттом в картине «Гнев», а в 2005 году Микки снова поработал в проекте Роберта Родригеса — «Город грехов», где его работа стала одной из самых ярких и запоминающихся, и исполнил одну из главных ролей в ленте Скотта «Домино», где его партнершей стала молодая актриса Кира Найтли, звезда «Пиратов Карибского моря».

Следующей после «Домино» громкой работой Рурка стал фильм «Рестлер» (2008 год), где Микки воплотил образ рестлера Рэнди Робинсона по прозвищу «Таран». Микки и режиссер фильма Даррен Аронофски настолько поладили, что режиссер, изначально запрещавший Рурку хоть на йоту нарушать его указания, в итоге разрешил ему полностью переписать слова своего героя, ведь Микки (как никто другой) мог обогатить роль благодаря своему схожему жизненному опыту. Десятилетие без нормальной работы положительно сказалось на актере, и работа Микки в этой картине была отмечена критиками как лучшая в его карьере. Актер два месяца тренировался с отягощением и три месяца обучался в школе рестлеров. Как и большинство профессиональных боксеров, Микки относился к рестлингу весьма пренебрежительно, однако для подготовки к роли он настолько глубоко погрузился в этот вид спорта, что зауважал профессиональных рестлеров.

«Я могу честно сказать, что “Рестлер” — лучшее кино, в котором я снимался, но и самое жесткое кино, которое я когда-либо делал». Во время подготовки к съемкам, помимо общения с рестлерами и посещения школы, Микки сделал ту самую попытку вернуть себе былую внешность, однако пластическая операция не принесла желанного результата. Остается только гадать, как этот сильный человек смог взять себя в руки перед лицом чудовищной неудачи (вместо того, чтобы вновь стать привлекательным или хотя бы похожим на свои прежние фото, Микки стал выглядеть еще хуже, даже устрашающе) и не просто сыграть отведенную ему главную роль, но и покорить зрителей и критиков. Вдобавок ко всему Микки в подготовительный период целых семь месяцев тренировался с персональным тренером, который не давал ему ни секунды отдыха. Они сочетали кардио-тренировки и силовые упражнения. Хотя, по признанию самого актера, иногда у него совершенно не было сил, и тогда они выбирали что-то одно. Конечно же, Рурк пил протеиновые коктейли (что во многом помогло ему набрать нужный вес) и сидел на специальной белковой диете.

Микки был номинирован на «Оскар», получил «Золотой глобус» и «Приз Британской киноакадемии» (BAFTA) за роль Рэнди. Кроме признания критиков, вернувшейся любви зрителей и открытого пути назад в кинобизнес Голливуда Рурк получил шанс также разобраться со своими запущенными финансовыми делами — по словам самого актера, с середины девяностых он умудрился потратить все свои сбережения, продать дом, коллекцию машин и мотоциклов, влезть в долги и вообще не платить налоги, так что почти все его доходы от «Рестлера» ушли на то, чтобы эта глава была полностью закрыта и забыта.

В 2010 году Микки появился в роли главного злодея в фильме «Железный человек 2», в одной из ролей в картине «Тринадцать» и выступил в числе других звезд в проекте Сильвестра Сталлоне «Неудержимые».

В 2011 году Микки воплотил образ царя-деспота Гипериона в фэнтэзийной 3D-картине «Война богов: Бессмертные», а в 2012 году поработал в боевиках «Курьер» в паре с Джеффри Дин Морганом и «Пылающий остров» с Келланом Латсом.

Летом этого года на экраны вышло продолжение «Города грехов» — «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», где Микки возвращается к прославленному образу Марва.

В 2011 году Микки оставил отпечатки рук и ног на Аллее Славы у знаменитого Китайского театра Граумана в Лос-Анджелесе. Эта честь считается одним из высших проявлений успеха в Голливуде.

at a Hand and Foot Print Ceremony for Mickey Rourke, Chinese Theater, Hollywood, CA 10-31-11

Сейчас Микки Рурк снимается не очень часто, он по-прежнему весьма избирательно подходит к выбору ролей, но снова стоит в списке самых популярных нестандартных актеров Голливуда. По утрам он пьет свежий морковный сок, по-прежнему (еще с детства) обожает мотоциклы и старается везде, где может, ввести их в фильмы со своим участием, он весь покрыт татуировками и одевается в немыслимые «лохмотья». Он, как и раньше, работает по методу Станиславского, полностью вживаясь в шкуру роли. Для него было важно похудеть на 10 кг для роли в «9 1\2 недель» и поправиться на 12 кг для фильма «Крестный отец Гринвич Вилледж», для съемок в фильме «Год дракона» он месяц проработал в полиции, для «Пьяни» выбил себе два зуба, а для «Отходной молитвы» — набил татуировку бойцов Ирландской республиканской армии и побывал в их рядах. Кроме того, он любит реалистичность, так что семь дублей катался голым в снегу во «Франциске» и провел вживую все боксерские раунды в «Пьяни».

Последние известные отношения Микки — с молодой российской моделью Еленой Кулецкой, с которой он познакомился в Москве в 2009 году во время промо-тура «Рестлера» (кстати, тогда актер посетил Бутырский следственный изолятор, что, по его словам, помогло ему в работе над ролью русского тяжеловеса-злодея во втором «Железном человеке»). Говорили, что Микки даже собирался жениться на Елене, однако актер до сих пор так и не связал себя никакими узами, кроме нежнейшей привязанности к своим многочисленным маленьким собачкам — Микки активно поддерживает PETA, обожает своих чихуахуа, которых у него всегда живет несколько, и даже снялся с одним из своих любимцев в картине «Однажды в Мексике». Кроме того, в благодарственной речи на церемонии «Золотого глобуса» он благодарил именно своих собак и сказал, что когда оставался один, только они всегда были с ним, а самого любимого, Локи, даже называл «любовью своей жизни» и говорил, что так как у него нет детей, то собаки стали для него всем.

Микки не любит вспоминать картину «9 1\2 недель», надеется и верит, как и все его фанаты, что все еще не сыграл свою лучшую роль. Судя по тому, как Микки преображается и перевоплощается, он очень даже прав. Ну, а бокс — бокс никуда не исчез, потому что боксер Микки Рурк просто отошел в тень, но вовсе не перестал существовать. Микки обожает играть роли боксеров или любых бойцов, взахлеб говорит о боксе и не упускает случая дать понять, что по-прежнему любит этот спорт.

«Бокс — это очень красивый спорт и очень честный. Я не знаю, почему все так сильно драматизируют… Он не допускает ошибок. Бокс — важная часть моей жизни, которая научила меня уважению, настойчивости, терпению и концентрации. В общем, всему тому, что я использую на съемочной площадке».

Текст: Алина Федорова